Сделано-на-Дону

Правила функционирования системы
добровольной сертификации «Сделано на Дону»*

1. ВВЕДЕНИЕ

Настоящие Правила функционирования системы добровольной сертификации «Сделано на Дону» (далее – Правила) разработаны в соответствии с законодательством Российской Федерации, Таможенного союза Евразийского экономического союза в части обеспечения качества и безопасности продукции, нормативных документов, устанавливающих требования к процедурам сертификации и соотнесены со Стратегией социально-экономического развития Ростовской области на период до 2030 года, утвержденной постановлением Правительства Ростовской области от 26.12.2018 № 864.

Правила функционирования системы добровольной сертификации «Сделано на Дону» (далее – Система) устанавливают:

  • принципы и основные цели;
  • перечень объектов, подлежащих сертификации;
  • перечень характеристик объектов, на соответствие которым осуществляется добровольная сертификация;
  • порядок выполнения работ;
  • порядок оплаты работ по добровольной сертификации;
  • организационную структуру Системы;
  • состав и функции участников;
  • ведение реестров Системы и предоставления сведений, содержащихся в реестрах Системы;
  • порядок рассмотрения жалоб и апелляций;
  • порядок включения информации о продукции и услугах предприятий Ростовской области, прошедших сертификацию в рамках Системы, и получивших право маркировать такую продукцию, услуги знаком соответствия Системы, в реестр предприятий – производителей сертифицированной продукции, реестр сертифицированных предприятий, оказывающих услуги, в том числе порядок включения в реестр пользователей знака соответствия Системы.

Система предусматривает проведение добровольной сертификации продукции и услуг, процессов производства, систем менеджмента (далее – объекты) в соответствии с настоящими Правилами и направлена на повышение качества и конкурентоспособности продукции (услуг), производимой (оказываемыми) в Ростовской области.

2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

2.1. Настоящие Правила функционирования Системы разработаны на основании и с учетом положений Федерального закона «О техническом регулировании» от 27.12.2002 № 184-ФЗ, Федерального закона «О стандартизации в Российской Федерации» от 29.06.2015 № 162-ФЗ, постановления Правительства Российской Федерации от 23.01.2004 № 32 «О регистрации и размере платы за регистрацию системы добровольной сертификации» и являются основополагающим документом функционирования системы добровольной сертификации «Сделано на Дону».

Данные Правила функционирования Системы не являются нормативным правовым актом.

2.2. В соответствии с пунктом 7.1 Правил Центральным органом Системы является находящееся в ведомственной принадлежности департамента потребительского рынка Ростовской области государственное казенное учреждение Ростовской области «Ростсистема» (ГКУ РО «Ростсистема»).

2.3. Наименование Системы:

  • полное наименование: система добровольной сертификации «Сделано на Дону»;
  • сокращенное наименование: СДС «Сделано на Дону».

2.4. Система обеспечивает проведение добровольной сертификации на всей территории Ростовской области и является открытой для участия в ней юридических лиц и (или) физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, зарегистрированных в соответствии с законодательством Российской Федерации и осуществляющих выпуск продукции, оказывающих услуги на территории Ростовской области (далее – Заявитель), признающих и выполняющих ее Правила.

Положения, установленные настоящими Правилами, являются обязательными для выполнения всеми участниками Системы на всех этапах проведения работ по сертификации объектов Заявителя требованиям Системы.

2.5. Сертификации в рамках Системы не подлежит продукция, не включенная в перечень объектов Системы (например, лекарственные препараты, табачные изделия), а также:

  • продовольственные товары, в состав которых входят генетически модифицированные организмы и продукция, полученная с применением таких организмов;
  • объекты, не соответствующие требованиям действующего законодательства Российской Федерации и Таможенного союза Евразийского экономического союза (несоответствующая маркировка, отсутствие необходимых сертификатов, деклараций, свидетельств о государственной регистрации и т. п.);
  • товары продовольственного назначения, маркировка которых не имеет идентификационного кода (штрихового кода);
  • товары, наименование которых допускает принципиальную возможность возникновения у потребителя представления о принадлежности этих товаров иностранному производителю.

2.6. Сертификации в рамках Системы не подлежат услуги, не включенные в перечень объектов Системы, а также:

  • услуги, не соответствующие действующему законодательству Российской Федерации;
  • услуги, наименование которых допускает принципиальную возможность возникновения у потребителя представления о принадлежности к иностранному производителю.

2.7. Добровольная сертификация в Системе осуществляется на основе принципов:

  • проведения добровольной сертификации только по всем существенным требованиям нормативных документов, определяющим качество объектов сертификации;
  • применения добровольной сертификации равным образом и в равной мере независимо от размера, формы собственности, объекта, осуществления процессов производства;
  • доступности для заинтересованных лиц информации о порядке проведения добровольной сертификации;
  • недопустимости принуждения к осуществлению добровольной сертификации;
  • соблюдения коммерческой тайны в отношении сведений, полученных при проведении добровольной сертификации;
  • недопустимости подмены обязательного подтверждения соответствия добровольной сертификацией в Системе.

2.8. Система имеет собственные формы основных документов, в том числе, сертификатов соответствия (Приложения №№ 2, 3, 4), и изображение знака соответствия Системы. Правила использования знака соответствия Системы определены и утверждены постановлением Правительства Ростовской области от 06.09.2017 № 620 «Об утверждении Порядка применения знака соответствия системы добровольной сертификации «Сделано на Дону».

2.9. Система гарантирует прозрачность настоящих Правил и Порядка применения знака соответствия Системы, достаточность информации по ее функционированию. Документы Системы по запросу могут быть направлены всем заинтересованным лицам с использованием различных средств связи, в т. ч. размещены в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

2.10. В настоящих Правилах применяются основные понятия, установленные Федеральным законом Российской Федерации от 27.12.2002 № 184‑ФЗ «О техническом регулировании», Федеральным законом от 29.06.2015 № 162‑ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации», Федеральным законом от 02.01.2000 № 29‑ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов», Законом Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300‑1 «О защите прав потребителей», национальными стандартами Российской Федерации, межгосударственными стандартами.

2.11. Система вправе взаимодействовать с международными, региональными и национальными системами сертификации других стран по вопросам повышения качества, безопасности, конкурентоспособности продукции и услуг, добровольной сертификации, включая признание сертификатов, знаков соответствия и результатов испытаний, оценки процессов оказания услуг, качества исполнения услуг.

3. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

3.1. Добровольная сертификация в Системе осуществляется в целях:

  • повышения качества и конкурентоспособности продукции (услуг), производимой (оказываемых) в Ростовской области;
  • формирования цельного, узнаваемого образа продукции, услуг, производимых и оказываемых предприятиями Ростовской области, как совокупности высококачественных современных объектов, доказывающих соответствие национальным и международным нормам;
  • импортозамещения и национальной безопасности производства приоритетных видов продукции, услуг;
  • формирования имиджа Ростовской области, как территории стабильного производства, значительных экспортных способностей и высокого качества;
  • стимулирования предприятий к непрерывному совершенствованию выпускаемой продукции и улучшению условий производства, созданию конкурентных преимуществ и мощных брендов, усилению рыночной позиции и стремлению к превосходству в качестве;
  • стимулирования организаций различных форм собственности к непрерывному совершенствованию оказываемых услуг в целях повышения доверия к ним потребителей;
  • стимулирования лояльности и потребительского спроса на товары, услуги, произведенные предприятиями Ростовской области, повышения статуса товаров с официально подтвержденным качеством требованиям Системы;
  • создания благоприятных условий для эффективной деятельности предприятий-производителей Ростовской области и результативного продвижения их продукции, услуг на Российском и международном рынках;
  • усиление ответственности производителей продукции, услуг Ростовской области перед потребителями;
  • содействия соответствию продукции и коммерческой политики предприятий Ростовской области требованиям торговых сетей;
  • создания возможности осознанного и компетентного выбора продукции, услуг потребителями за счет ориентирования на знак соответствия и сертификат соответствия Системы и обеспечения их достоверной информацией не только о безопасности, но и о качестве выпускаемой продукции;
  • содействия внедрению современных технологий и распространению передового опыта ведения бизнеса;
  • общественной поддержки предприятий и организаций, стремящихся своей практической деятельностью к созданию у потребителей положительного имиджа участника цивилизованной системы торговли и производства качественных товаров, услуг;
  • широкого и достоверного информирования потребителей и общественности о высококачественных, экологичных, безопасных товарах и их производителях с целью продвижения на внутренний и международный рынки.

3.2. Основными задачами Системы является:

  • объективное, достоверное, компетентное подтверждение соответствия объектов требованиям Системы;
  • подтверждение того, что продукция и услуги, прошедшие сертификацию в рамках настоящей Системы, обеспечивают соответствие требованиям действующего законодательства, международных норм и требований торговых сетей (если применимо);
  • проведение объективной и достоверной оценки процессов функционирования систем менеджмента качества, безопасности пищевой продукции, анализа внедренности этих систем в производственную деятельность предприятий.

4. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

В настоящих Правилах применены термины и определения, соответствующие понятиям, установленным Федеральным Законом от 27.12.2002 № 184‑ФЗ «О техническом регулировании», Федеральным законом от 29.06.2015 № 162‑ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации», национальными стандартами Российской Федерации, межгосударственными стандартами, а также следующие термины с соответствующими определениями:

4.1. Знак соответствия Системы: обозначение, служащее для всех заинтересованных сторон символом соответствия объекта сертификации требованиям Системы.

4.2. Сертификат соответствия Системы: документ, выданный в соответствии с Правилами системы добровольной сертификации «Сделано на Дону» и удостоверяющий соответствие объектов требованиям Системы.

4.3. Заявитель: юридическое лицо и (или) физическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность, зарегистрированное в соответствии с законодательством Российской Федерации и осуществляющее выпуск продукции, оказывающее услуги на территории Ростовской области.

4.4. Объекты Системы: продукция, процессы производства, системы менеджмента и маркетинга, производимые или осуществляемые Заявителем.

4.5. Сертификация: форма осуществляемого экспертными организациями, исполняющими функции органов по сертификации, подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров.

4.6. Безопасность продукции и связанных с ней процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации (далее – безопасность): состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.

4.7. Национальный стандарт: документ по стандартизации, который разработан участником или участниками работ по стандартизации, по результатам экспертизы в техническом комитете по стандартизации или проектном техническом комитете по стандартизации утвержден федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации и в котором для всеобщего применения устанавливаются общие характеристики объекта стандартизации, а также правила и общие принципы в отношении объекта стандартизации.

4.8. Международный стандарт: стандарт, принятый международной организацией.

Дополнительные термины и определения, приведены в утвержденных в установленном порядке и введенных в действие следующих стандартах организации:

Сокращения:

ИЛ Аккредитованная испытательная лаборатория (центр)
ОКПД Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности
Система Система добровольной сертификации «Сделано на Дону»
СМК Система менеджмента качества
СТО Стандарт организации
ТР ТС Технический регламент Таможенного союза
ЕАЭС Евразийский экономический союз

5. ПЕРЕЧЕНЬ ОБЪЕКТОВ

5.1. Объектами сертификации в Системе являются:

  • продукция: классы, группы согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008);
  • процессы их производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации, процессы маркетинга;
  • системы менеджмента качества;
  • системы менеджмента безопасности пищевой продукции на основе принципов ХАССП;
  • услуги: классы, группы согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОК 034‑2014 (КПЕС 2008);
  • процессы оказания услуг.

5.2. Перечень продукции и услуг Системы приведен в Приложении № 1 Правил функционирования Системы.

5.3. Перечень объектов может изменяться, в том числе расширяться или сокращаться в зависимости от изменений в Правилах функционирования Системы, в Общероссийском классификаторе продукции ОК 034‑2014 (КПЕС 2008) и других документах.

6. ТРЕБОВАНИЯ, НА СООТВЕТСТВИЕ КОТОРЫМ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ДОБРОВОЛЬНАЯ СЕРТИФИКАЦИЯ

6.1. Требования, на соответствие которым осуществляется добровольная сертификация в Системе, направлены на повышение качества, безопасности и конкурентоспособности продукции производителей и оказываемых услуг предприятиями Ростовской области.

6.2. Добровольная сертификация в Системе осуществляется на соответствие требованиям:

  • к идентификации продукции (типам, основным параметрам и (или) размерам, отражающим основные потребительские (эксплуатационные) характеристики;
  • к идентификации услуг (типам, видам, классификационным группам);
  • к составу, в том числе к химическому, физико-химическому, механическим и другим показателям;
  • показателям, в том числе к органолептическим, безопасности, микробиологическим;
  • к материалам и сырью;
  • к маркировке, упаковке;
  • к процессам оказания услуг;
  • к процессам транспортирования и хранения;
  • эффективности и результативности менеджмента качества.

6.3. Перечень характеристик объектов Системы установлен в соответствии с требованиями:

  • документов по стандартизации;
  • национальных стандартов Российской Федерации;
  • стандартов организаций, технических условий;
  • предъявляемыми торговыми сетями к продукции, процессам производства, внедренным системам качества;
  • условий договоров.

7. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА СИСТЕМЫ И ФУНКЦИИ ЕЕ УЧАСТНИКОВ

7.1. Организационную структуру образуют следующие участники Системы:

  • Департамент потребительского рынка Ростовской области – руководящий орган Системы;
  • Совет по вопросам функционирования системы добровольной сертификации «Сделано на Дону» (далее – Совет по вопросам функционирования Системы) – утвержден распоряжением Правительства Ростовской области от 08.07.2014 № 290 «О совете по вопросам функционирования системы добровольной сертификации «Сделано на Дону»;
  • Центральный орган Системы – государственное казенное учреждение Ростовской области «Ростсистема» (ГКУ РО «Ростсистема»);
  • Апелляционная комиссия – создается Центральным органом Системы;
  • Экспертные организации – организации, исполняющие функции органов по сертификации продукции, работ (услуг);
  • Испытательные лаборатории (центры) – аккредитованные Федеральной службой по аккредитации «Росаккредитация» испытательные лаборатории (центры);
  • Заявители – юридические или физические лица, осуществляющие деятельность в соответствии с пунктом 4.3 Правил.

Организационная структура Системы представлена на рисунке № 1.

Рисунок 1. Схема организационной структуры Системы.

7.2. Департамент потребительского рынка Ростовской области осуществляет следующие функции:

  • руководит работами по организации функционирования Системы в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • организует и координирует деятельность участников Системы, в том числе определяет работу Совета по вопросам функционирования Системы с учетом предложений всех заинтересованных сторон;
  • обеспечивает проведение комплекса мер по привлечению участников Системы;
  • взаимодействует с руководящими органами других систем сертификации, с соответствующими органами других государств и международными органами по вопросам сертификации;
  • организует взаимодействие предприятий, оказывающих услуги торговли (и другие услуги) и предприятий-производителей в целях организации поставок продукции, маркированной знаком соответствия Системы;
  • взаимодействует с торговыми сетями в целях выделения ими специализированных мест/полок/стендов «Сделано на Дону»;
  • вручает Заявителям – участникам Системы свидетельство о присвоении знака соответствия Системы.

7.3. Совет по вопросам функционирования Системы является постоянно действующим органом, созданным распоряжением Правительства Ростовской области от 08.07.2014 № 290 «О совете по вопросам функционирования системы добровольной сертификации «Сделано на Дону» (далее – распоряжение № 290 от 08.07.2014).

Совет по вопросам функционирования Системы создан в целях обеспечения взаимодействия Губернатора Ростовской области, Правительства Ростовской области, органов исполнительной власти Ростовской области, территориальных органов исполнительной власти РФ, органов местного самоуправления Ростовской области, иных органов, общественных и образовательных объединений, организаций в решении вопросов функционирования Системы.

Состав Совета по вопросам функционирования Системы формируется из представителей исполнительных органов государственной власти Ростовской области, общественных и научных организаций, бизнес-сообществ, ассоциаций производителей и других организаций.

Совет по вопросам функционирования Системы осуществляет свою деятельность в соответствии с распоряжением № 290 от 08.07.2014.

7.3.1. В задачи Совета по вопросам функционирования Системы входит рассмотрение направлений развития Системы, предложений по ее совершенствованию, принципиальных вопросов, возникающих в процессе функционирования Системы.

7.3.2. Основные функции Совета по вопросам функционирования Системы:

  • осуществление общей координации деятельности в Системе;
  • оказание содействия в создании необходимых условий для эффективного функционирования Системы;
  • разработка рекомендаций по совершенствованию Системы;
  • утверждение решения о награждении предприятий Ростовской области, претендующих на право маркировать продукцию знаком соответствия Системы;
  • рассмотрение вопросов, возникающих в процессе функционирования Системы.

7.4. Центральным органом Системы является государственное казенное учреждение Ростовской области «Ростсистема» (ГКУ РО «Ростсистема»).

7.4.1. Центральный орган Системы осуществляет общее руководство Системой и выполняет следующие функции:

  • поддерживает Систему в актуальном состоянии, в том числе с привлечением третьих лиц;
  • формирует и утверждает организационную структуру Системы;
  • утверждает документы Системы, устанавливающие требования к объектам, правила процедуры и управления для проведения добровольной сертификации в Системе в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, национальными стандартами Российской Федерации, документами Системы;
  • утверждает организационно-методические документы Системы, необходимые для ее функционирования;
  • осуществляет прием, регистрацию заявок и направляет их в экспертные организации, определяемые Заявителем;
  • привлекает к работам по сертификации в Системе экспертные организации, с которыми заключает соглашения о проведении работ по добровольной сертификации работ (услуг);
  • взаимодействует с экспертными организациями и испытательными лабораториями, аккредитованными в национальной системе аккредитации;
  • разрабатывает предложения по документации Системы, актуализации перечней объектов;
  • принимает решение о выдаче/отказе Заявителю сертификата соответствия Системы на основании экспертного заключения по результатам проведения сертификации продукции в Системе;
  • выдает Заявителю сертификат соответствия Системы на объекты, прошедшие добровольную сертификацию;
  • контролирует сроки действия сертификатов соответствия Системы;
  • приостанавливает или отменяет действия выданных им сертификатов соответствия Системы;
  • направляет информацию о сертифицированном предприятии для включения в повестку дня Совета по вопросам функционирования Системы для принятия решения о награждении знаком соответствия Системы и оформления декларации на применение знака соответствия Системы;
  • информирует Совет по вопросам функционирования Системы о случаях приостановки или отмены действия сертификата Системы;
  • содействует в продвижении Системы и знака соответствия Системы, в т. ч. в медиапространстве;
  • содействует в продвижении продукции и услуг, маркированных знаком соответствия Системы, как на территории Ростовской области, так и за ее пределами;
  • содействует юридическим лицам и (или) физическим лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность, прошедшим сертификацию и получившим знак соответствия Системы в более широкой реализации продукции, услуг, ее поставкам в торговые сети, рынки;
  • содействует в насыщении продукцией, маркированной знаком соответствия Системы торговых объектов, как на территории Ростовской области, так и за ее пределами;
  • выполняет комплекс работ по привлечению участников Системы;
  • организует взаимодействие Правительства Ростовской области, федеральных органов исполнительной власти, региональных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, бизнес-сообществ, общественных организаций в целях продвижения продукции и услуг, прошедших сертификацию в Системе и популяризации знака соответствия Системы;
  • разрабатывает концепцию продвижения Системы в Ростовской области и за ее пределами;
  • организует выставочно-ярмарочные мероприятия в целях продвижения Системы;
  • оценивает уровень рекламоспособности знака соответствия Системы;
  • осуществляет мониторинг применения и использования знака соответствия Системы организациями;
  • осуществляет мониторинг качества и безопасности продукции, работ (услуг) маркированных знаком соответствия Системы на торговых объектах;
  • обеспечивает информирование всех заинтересованных лиц;
  • обеспечивает сбор, размещение информации о функционировании Системы на сайте «Сделано на Дону» (donmade.ru) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
  • обеспечивает размещение и актуализацию реестра «Держатели Знака Системы добровольной сертификации «Сделано на Дону», реестра предприятий — держателей Сертификата соответствия Системы, в том числе: реестра предприятий-производителей сертифицированной продукции; реестра сертифицированных предприятий, оказывающих услуги; реестра пользователей знака соответствия Системы на сайте «Сделано на Дону» (donmade.ru);
  • обеспечивает ведение сводного реестра, указанного в разделе 10 настоящих Правил.

7.5. Экспертные организации, исполняющие функции органов по сертификации:

  • осуществляют взаимодействие с Центральным органом Системы на основании заключенного соглашения о проведении работ по добровольной сертификации работ (услуг);
  • выбираются Заявителем самостоятельно для проведения работ по добровольной сертификации работ (услуг);
  • формируют группу экспертов/эксперта соответствующей компетентности, которая/который осуществляет обследование объектов с последующей подготовкой экспертного заключения по результатам проведения сертификации продукции в Системе для Центрального органа;
  • предоставляют Заявителю необходимую информацию о Правилах Системы;
  • формируют график аудитов;
  • готовят и заключают договора по выполнению работ на проведение аудитов с Заявителями;
  • оповещают участников Системы о предстоящем аудите;
  • разрабатывают и направляют в адрес Заявителей план и критерии аудита;
  • разрабатывают и утверждают порядок оплаты работ по сертификации в Системе;
  • проводят работы по сертификации продукции, услуг Заявителей на соответствие требованиям Системы;
  • подготавливают необходимый пакет документов по каждому Заявителю, прошедшему сертификацию, претендующему на получение сертификата соответствия Системы и возможность маркировки своей продукции знаком соответствия Системы (оформляют декларацию на применение знака соответствия Системы), направляют информацию в Центральный орган Системы;
  • ведут учет бланков сертификатов соответствия Системы и деклараций на применение знака соответствия Системы;
  • осуществляют инспекционный контроль сертифицированных объектов;
  • информируют Центральный орган Системы в случае невыполнения требований законодательства Российской Федерации участниками Системы, в части обеспечения качества и безопасности выпускаемой продукции, оказываемых услуг в целях приостановки или отмены действия сертификата соответствия Системы, расторжения и отзыва декларации на применение знака соответствия Системы;
  • ведут реестры: реестр предприятий-производителей сертифицированной продукции; реестр сертифицированных предприятий, оказывающих услуги на сайтах экспертных организаций;
  • ведут архивное хранение материалов по сертификации в Системе;
  • готовят и размещают информацию по вопросам функционирования Системы на сайтах экспертных организаций.

7.6. Апелляционная комиссия создается Центральным органом Системы для рассмотрения и принятия решений по жалобам и апелляциям Заявителей по вопросам сертификации на соответствие требованиям Системы.

Основными функциями Апелляционной комиссии являются:

  • регистрация поступающих жалоб, апелляций;
  • рассмотрение апелляций (жалоб, претензий);
  • вынесения решения по жалобе и апелляции;
  • взаимодействие с Советом по вопросам функционирования Системы, участниками Системы, а также организациями, осуществляющими государственный контроль и надзор, общественными и другими организациями по рассматриваемым вопросам;
  • информирование Заявителя о результатах рассмотрения жалоб, претензий;
  • ведение документации по вопросам своей деятельности.

7.7. Аккредитованные испытательные лаборатории (центры) проводят испытания объектов Системы в пределах, утвержденных национальным органом по аккредитации Российской Федерации областей аккредитации («Росаккредитация»), и выдают соответствующие протоколы Заявителю.

Для проведения испытаний в рамках Системы допускаются аккредитованные в национальной системе аккредитации испытательные лаборатории, являющиеся независимыми от производителя (продавца), исполнителя и потребителя (покупателя).

Основной функцией испытательных лабораторий (центров) является проведение испытаний и оформление их результатов в соответствии с межгосударственным стандартом ГОСТ ISO/IEC 17025 2019 «Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий», обеспечивающих объективную и достаточную информацию о фактических значениях показателей испытуемых образцов продукции.

7.8. Заявители:

  • направляют в Центральный орган Системы заявку на проведение сертификации;
  • выбирают экспертную организацию для проведения работ по добровольной сертификации работ (услуг);
  • создают условия для проведения работ по сертификации в соответствии с Правилами Системы;
  • обеспечивают соответствие объектов сертификации требованиям документов, на соответствие которым проведена сертификация;
  • маркируют сертифицированные объекты знаком соответствия Системы в порядке, установленном Правилами Системы;
  • применяют сертификат соответствия Системы и знак соответствия Системы, руководствуясь Правилами Системы;
  • обеспечивают беспрепятственное выполнение своих полномочий экспертными организациями, осуществляющими контроль за сертифицированными объектами;
  • извещают экспертную организацию об изменениях, внесенных в техническую документацию и технологический процесс производства сертифицированных объектов, а также иных изменениях, связанных с производством (реализацией), использованием сертифицированных объектов, если эти изменения влияют на характеристики, проверяемые при сертификации;
  • имеют право подать жалобу, претензию, апелляцию.

8. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ СЕРТИФИКАЦИИ

8.1. Сертификация осуществляется в рамках установленной сферы деятельности Системы применительно к объектам Системы. Сертификация в Системе осуществляется по инициативе Заявителя.

Правила проведения сертификации в Системе установлены:

  • для объектов и их характеристик: СТО 70559124‑001‑2021;
  • для выполнения работ по сертификации продукции: СТО 70559124‑002‑2021;
  • для выполнения работ по сертификации услуг: СТО 70559124‑003‑2021;
  • для оценки системы управления качеством и безопасностью пищевых продуктов на основе принципов ХАССП, систем менеджмента: СТО 70559124‑004‑2021.

8.2. Порядок проведения сертификации включает:

  • подачу Заявителем заявки на сертификацию;
  • рассмотрение заявки и предоставленных документов;
  • формирование группы экспертов с учетом перечня объектов;
  • составление программы обследования и согласование ее с Заявителем;
  • оценку состояния стабильности производства (оказания услуг) Заявителя на соответствие требованиям Системы;
  • направление образцов продукции на испытания в аккредитованную лабораторию, являющуюся участником Системы;
  • анализ полученных протоколов испытаний;
  • подготовка экспертного заключения;
  • анализ полученных результатов и принятие решения о возможности выдачи сертификата соответствия Системы;
  • выдача сертификата соответствия Системы;
  • подготовка предложений по награждению знаком соответствия Системы и направление его в Совет;
  • подготовка комплекта документов, регламентирующих право применения знака соответствия Системы;
  • инспекционный контроль сертифицированных объектов.

Поэтапный порядок проведения работ по сертификации в Системе осуществляется согласно СТО 70559124‑001‑2021, СТО 70559124‑002‑2021, СТО 70559124‑003‑2021, СТО 70559124‑004‑2021.

9. ПОРЯДОК ОПЛАТЫ РАБОТ

9.1. Расходы, связанные с проведением работ по добровольной сертификации и испытаниям заявленных на сертификацию объектов в рамках настоящей Системы, несут Заявители.

9.2. Оплата работ проводится Заявителем полностью до начала выполнения работ по сертификации независимо от полученных результатов сертификации.

9.3. Условия оплаты работ по сертификации и инспекционному контролю определяются договором в зависимости от вида и объема работ по сертификации, исходя из нормативов, утвержденных экспертной организацией.

9.4. Договор на проведение инспекционного контроля за сертифицированными объектами заключается в течение срока действия сертификата соответствия Системы с периодичностью не реже одного раза в год.

9.5. Стоимость работ по сертификации устанавливается на основе методики расчета стоимости работ, утверждаемой руководителем экспертной организации.

10. ВЕДЕНИЕ РЕЕСТРОВ СИСТЕМЫ И ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ СВЕДЕНИЙ, СОДЕРЖАЩИХСЯ В РЕЕСТРАХ СИСТЕМЫ

10.1. Экспертные организации на основании заявок, полученных от Заявителей, формируют и ведут реестры, которые включают следующие сведения:

  • о поступивших и зарегистрированных заявках;
  • о проведенных аудитах;
  • об экспертах, осуществляющих работы в Системе;
  • о выданных сертификатах соответствия Системы;
  • о выданных свидетельствах на право применения знака соответствия Системы;
  • о приостановлении, возобновлении или прекращении действия сертификата соответствия и знака соответствия Системы, а также о внесении в реестры новых, актуализированных сведений.

10.2. Документы, на основании которых вносятся сведения в реестры, указанные в пункте 10.1 настоящего раздела, направляются для дальнейшего хранения на бумажных и (или) электронных носителях в Центральном органе Системы.

10.3. Формирование и ведение сводного реестра осуществляется Центральным органом на условиях, обеспечивающих предотвращение несанкционированного доступа к нему.

10.4. Для предотвращения утраты сведений, хранящихся в Центральном органе Системы, формируется их резервная электронная копия.

10.5. На основании сведений, содержащихся в сводном реестре, формируются реестр предприятий-производителей сертифицированной продукции, реестр сертифицированных предприятий, оказывающих услуги. Указанные реестры подлежат размещению на официальном сайте Системы «Сделано на Дону» (donmade.ru).

11. ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ ЖАЛОБ И АПЕЛЛЯЦИЙ

11.1. При возникновении спорных вопросов в деятельности участников Системы заинтересованная сторона может подать апелляцию в Центральный орган Системы, на базе которого формируется Апелляционная комиссия.

11.2. Апелляционная комиссия формируется на паритетных началах, обеспечивающих баланс интересов сторон.

К работе в Апелляционной комиссии привлекаются представители общественных организаций, а также специалисты иных организаций.

12. РАЗМЕЩЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ О ПРЕДПРИЯТИЯХ, СЕРТИФИЦИРОВАННЫХ В СИСТЕМЕ «СДЕЛАНО НА ДОНУ»

12.1. Информация размещается на официальном сайте «Сделано на Дону» (donmade.ru) в разделе «Предприятия»: «Реестр предприятий-производителей сертифицированной продукции»; «Реестр сертифицированных предприятий, оказывающих услуги», и включает данные о предприятиях, продукции и услугах и выданных сертификатах соответствия Системы.

12.2. За своевременность и правильность предоставления информации в Центральный орган Системы несут ответственность экспертные организации.

12.3. За своевременность и правильность размещения информации на сайте donmade.ru несет ответственность Центральный орган Системы.

13. КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ ИНФОРМАЦИИ

13.1. Экспертные организации гарантируют обеспечение конфиденциальности информации, полученной в процессе выполнения работ в Системе.

13.2. Конкретные требования к конфиденциальности информации могут быть определены Заявителем при заключении договора.

13.3. Информация о Заявителе, полученная из других источников (информация от торговых сетей, надзорных органов) также рассматривается как конфиденциальная.

13.4. Соблюдение требований к конфиденциальности информации и сохранности документации обеспечивается следующими мерами:

  • персонал экспертных организаций гарантирует соблюдение конфиденциальности всей информации, полученной или созданной во время выполнения работ в Системе;
  • доступ к конфиденциальной информации, полученной от Заказчика, имеет только аудиторы экспертных организаций;
  • все материалы и документы, полученные от Заявителя, хранятся в папках в специально отведенных шкафах и не могут быть переданы третьей стороне без согласия Заявителя.

14. НЕЗАВИСИМОСТЬ И БЕСПРИСТРАСТНОСТЬ

14.1. Экспертные организации несут ответственность и гарантируют независимость и беспристрастность работ в Системе и не допускают коммерческого, финансового или иного давления, ставящего беспристрастность под угрозу.

14.2. Решения Центрального органа Системы основываются на объективных свидетельствах соответствия (несоответствия), а также на его решения не влияют другие интересы или другие организации (лица).

15. СОЗДАНИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВ СИСТЕМЫ, ДЕЛЕГИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ

15.1. Делегирование полномочий на ведение работ в рамках настоящей Системы не предусмотрено.

Приложение № 1

Перечень объектов Системы (продукция, услуга)

№ п/п Код ОКПД 2 Наименование объекта
1 01; 01.11; 01.12; 01.13; 01.19; 01.2; 01.3; 01.4; 01.6 Продукция и услуги сельского хозяйства и охоты
2 02; 02.10.1; 02.20.1; 02.3 Продукция лесоводства, лесозаготовок и связанные с этим услуги
3 03; 03.1; 03.12; 03.2 Рыба и прочая продукция рыболовства и рыбоводства; услуги, связанные с рыболовством и рыбоводством
4 05.10 Продукция горнодобывающих производств
5 08; 08.1; 08.12; 08.9 Продукция горнодобывающих производств прочая
6 10.1; 10.12; 10.13; 10.20; 10.3; 10.4; 10.5; 10.52; 10.6; 10.71; 10.72; 10.73; 10.81; 10.82; 10.83; 10.84; 10.85; 10.86; 10.89; 10.9 Продукция обрабатывающих производств
7 11.0; 11.01; 11.02; 11.03; 11.04; 11.05; 11.06; 11.07 Напитки
8 13.1; 13.2; 13.3; 13.9; 14.1; 14.12; 14.13; 14.14; 14.19; 14.20; 14.3; 14.31; 14.39 Текстиль и изделия текстильные
9 15; 15.1; 15.12; 15.20 Кожа и изделия из кожи
10 16.1; 16.2; Древесина и изделия из дерева и пробки, кроме мебели; изделия из соломки и материалов для плетения
11 17.1; 17.2 Бумага и изделия из бумаги
12 20.1; 20.12; 20.14; 20.15; 20.16; 20.20; 20.30; 20.41; 20.42; 20.51.14.190; 20.51.2; 20.52; 20.53; 20.59; 20.60 Вещества химические и продукты химические
13 22; 22.1; 22.2 Изделия резиновые и пластмассовые
14 23.11; 23.12; 23.13; 23.14; 23.19; 13.20; 23.31; 23.32; 23.41.1; 23.42.1; 23.43; 23.44.1; 23.49.1; 23.5; 23.61; 23.62.1; 23.63.1; 23.64.1; 23.65.1; 23.69.1; 23.70.1; 23.91.1; 23.99 Продукты минеральные неметаллические прочие
15 24.10; 24.20; 24.3; 24.42; 24.43.2; 24.44.1; 24.44.21; 24.45; 24.51.1; 24.52.1; 24.53.1 Металлы основные, прокат цветных металлов, металлоизделия промышленного назначения
16 25.11; 25.12.1; 25.021.1; 25.29.1; 25.30.1; 25.50.1; 25.61; 25.62; 25.7; 25.9 Металлоконструкции строительные и их части, двери, окна и их рамы, и пороги для дверей из металлов, резервуары, цистерны и аналогичные емкости из металлов прочие
17 26.11; 26.12.10; 26.20; 26.20.3; 26.40; 26.51.1; 26.51.2; 26.51.3; 26.51.4; 26.51.5; 26.51.6; 26.51.7; 26.51.8; 26.52; 26.60.13.110; 26.70; 26.8 Оборудование компьютерное, электронное и оптическое
18 27.11; 27.12; 27.20; 27.31; 27.32; 27.33; 27.40; 27.51; 27.52; 27.90 Оборудование электрическое
19 28.1; 28.12; 28.13; 28.14; 28.15; 28.21; 28.22; 28.23; 28.24; 28.25; 28.29; 28.30; 28.4; 28.9 Машины и оборудование общего назначения
20 29.1; 29.20; 29.3 Средства автотранспортные, прицепы и полуприцепы
21 30.1; 30.12; 30.20; 30.30; 30.9 Средства транспортные и оборудование, прочие
22 31.0; 31.03; 31.09 Мебель
23 32.1; 32.20; 32.30; 32.40; 32.91; 32.99 Изделия готовые прочие, Изделия ювелирные, бижутерия и подобные изделия
24 33.1; 33.20 Услуги по ремонту и монтажу машин и оборудования
25 45; 45.20; 45.3; 45.4 Услуги по оптовой и розничной торговле и услуги по ремонту автотранспортных средств и мотоциклов
26 47; 47.1; 47.2; 47.30; 47.41; 47.42; 47.43; 47.51; 47.52; 47.53; 47.54; 47.59; 47.61; 47.63; 47.64; 47.65; 47.71; 47.72; 47.75; 47.76; 47.77; 47.78; 47.8; 47.9 Услуги по розничной торговле, кроме розничной торговли автотранспортными средствами и мотоциклами
27 52.10 Услуги по складированию и хранению
28 55.10; 55.20; 55.20.11 Услуги гостиниц и аналогичные услуги по предоставлению временного жилья
29 56.1; 56.21; 56.29.2; 56.30.1 Услуги общественного питания
30 70.22; 70.22.13 Услуги консультативные по вопросам управления маркетингом
31 79.11 Услуги туристических агентств
32 95.1; 95.21; 95.22; 95.23; 95.24; 95.25; 95.29 Услуги по ремонту компьютеров, предметов личного потребления и бытовых товаров
33 96.01; 96.01.12; 96.01.19.100; 96.02; 96.02.19; 96.02.19.110 Услуги персональные прочие, услуги химчистки, услуги парикмахерских

Приложение №2

Приложение №3

Приложение №4

* Правила разработаны специалистами «Государственного регионального центра стандартизации, метрологии и испытаний в Ростовской области» (ФБУ «Ростовский ЦСМ») и утверждены генеральным директором ФБУ «Ростовский ЦСМ» А.В.Красавиным 17 марта 2016 года.

В связи со сменой организации-владельца в реестре систем добровольной сертификации Ростстандарта зарегистрирована редакция Правил функционирования системы добровольной сертификации «Сделано на Дону» от 2021 г. 

Вверх