Правила функционирования системы
добровольной сертификации «Сделано на Дону»*
Содержание
- Введение
- Общие положения
- Основные цели и задачи
- Термины и определения
- Перечень объектов
- Требования
- Организационная структура и функции участников
- Порядок проведения сертификации
- Порядок оплаты работ
- Ведение реестров Системы
- Порядок рассмотрения жалоб и апелляций
- Размещение информации о предприятиях
- Конфиденциальность информации
- Независимость и беспристрастность
- Создание представительств, делегирование полномочий
Приложение № 1 Перечень объектов Системы (продукция, услуга)
Приложение № 2 Сертификат соответствия (на продукцию)
Приложение № 3 Сертификат соответствия (на систему менеджмента качества)
1. ВВЕДЕНИЕ
Настоящие Правила функционирования системы добровольной сертификации «Сделано на Дону» (далее – Правила) разработаны в соответствии с законодательством Российской Федерации, Таможенного союза Евразийского экономического союза в части обеспечения качества и безопасности продукции, нормативных документов, устанавливающих требования к процедурам сертификации и соотнесены со Стратегией социально-экономического развития Ростовской области на период до 2030 года, утвержденной постановлением Правительства Ростовской области от 26.12.2018 № 864.
Правила функционирования системы добровольной сертификации «Сделано на Дону» (далее – Система) устанавливают:
- принципы и основные цели;
- перечень объектов, подлежащих сертификации;
- перечень характеристик объектов, на соответствие которым осуществляется добровольная сертификация;
- порядок выполнения работ;
- порядок оплаты работ по добровольной сертификации;
- организационную структуру Системы;
- состав и функции участников;
- ведение реестров Системы и предоставления сведений, содержащихся в реестрах Системы;
- порядок рассмотрения жалоб и апелляций;
- порядок включения информации о продукции и услугах предприятий Ростовской области, прошедших сертификацию в рамках Системы, и получивших право маркировать такую продукцию, услуги знаком соответствия Системы, в реестр предприятий – производителей сертифицированной продукции, реестр сертифицированных предприятий, оказывающих услуги, в том числе порядок включения в реестр пользователей знака соответствия Системы.
Система предусматривает проведение добровольной сертификации продукции и услуг, процессов производства, систем менеджмента (далее – объекты) в соответствии с настоящими Правилами и направлена на повышение качества и конкурентоспособности продукции (услуг), производимой (оказываемыми) в Ростовской области.
2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
2.1. Настоящие Правила функционирования Системы разработаны на основании и с учетом положений Федерального закона «О техническом регулировании» от 27.12.2002 № 184-ФЗ, Федерального закона «О стандартизации в Российской Федерации» от 29.06.2015 № 162-ФЗ, постановления Правительства Российской Федерации от 23.01.2004 № 32 «О регистрации и размере платы за регистрацию системы добровольной сертификации» и являются основополагающим документом функционирования системы добровольной сертификации «Сделано на Дону».
Данные Правила функционирования Системы не являются нормативным правовым актом.
2.2. В соответствии с пунктом 7.1 Правил Центральным органом Системы является находящееся в ведомственной принадлежности департамента потребительского рынка Ростовской области государственное казенное учреждение Ростовской области «Ростсистема» (ГКУ РО «Ростсистема»).
2.3. Наименование Системы:
- полное наименование: система добровольной сертификации «Сделано на Дону»;
- сокращенное наименование: СДС «Сделано на Дону».
2.4. Система обеспечивает проведение добровольной сертификации на всей территории Ростовской области и является открытой для участия в ней юридических лиц и (или) физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, зарегистрированных в соответствии с законодательством Российской Федерации и осуществляющих выпуск продукции, оказывающих услуги на территории Ростовской области (далее – Заявитель), признающих и выполняющих ее Правила.
Положения, установленные настоящими Правилами, являются обязательными для выполнения всеми участниками Системы на всех этапах проведения работ по сертификации объектов Заявителя требованиям Системы.
2.5. Сертификации в рамках Системы не подлежит продукция, не включенная в перечень объектов Системы (например, лекарственные препараты, табачные изделия), а также:
- продовольственные товары, в состав которых входят генетически модифицированные организмы и продукция, полученная с применением таких организмов;
- объекты, не соответствующие требованиям действующего законодательства Российской Федерации и Таможенного союза Евразийского экономического союза (несоответствующая маркировка, отсутствие необходимых сертификатов, деклараций, свидетельств о государственной регистрации и т. п.);
- товары продовольственного назначения, маркировка которых не имеет идентификационного кода (штрихового кода);
- товары, наименование которых допускает принципиальную возможность возникновения у потребителя представления о принадлежности этих товаров иностранному производителю.
2.6. Сертификации в рамках Системы не подлежат услуги, не включенные в перечень объектов Системы, а также:
- услуги, не соответствующие действующему законодательству Российской Федерации;
- услуги, наименование которых допускает принципиальную возможность возникновения у потребителя представления о принадлежности к иностранному производителю.
2.7. Добровольная сертификация в Системе осуществляется на основе принципов:
- проведения добровольной сертификации только по всем существенным требованиям нормативных документов, определяющим качество объектов сертификации;
- применения добровольной сертификации равным образом и в равной мере независимо от размера, формы собственности, объекта, осуществления процессов производства;
- доступности для заинтересованных лиц информации о порядке проведения добровольной сертификации;
- недопустимости принуждения к осуществлению добровольной сертификации;
- соблюдения коммерческой тайны в отношении сведений, полученных при проведении добровольной сертификации;
- недопустимости подмены обязательного подтверждения соответствия добровольной сертификацией в Системе.
2.8. Система имеет собственные формы основных документов, в том числе, сертификатов соответствия (Приложения №№ 2, 3, 4), и изображение знака соответствия Системы. Правила использования знака соответствия Системы определены и утверждены постановлением Правительства Ростовской области от 06.09.2017 № 620 «Об утверждении Порядка применения знака соответствия системы добровольной сертификации «Сделано на Дону».
2.9. Система гарантирует прозрачность настоящих Правил и Порядка применения знака соответствия Системы, достаточность информации по ее функционированию. Документы Системы по запросу могут быть направлены всем заинтересованным лицам с использованием различных средств связи, в т. ч. размещены в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
2.10. В настоящих Правилах применяются основные понятия, установленные Федеральным законом Российской Федерации от 27.12.2002 № 184‑ФЗ «О техническом регулировании», Федеральным законом от 29.06.2015 № 162‑ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации», Федеральным законом от 02.01.2000 № 29‑ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов», Законом Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300‑1 «О защите прав потребителей», национальными стандартами Российской Федерации, межгосударственными стандартами.
2.11. Система вправе взаимодействовать с международными, региональными и национальными системами сертификации других стран по вопросам повышения качества, безопасности, конкурентоспособности продукции и услуг, добровольной сертификации, включая признание сертификатов, знаков соответствия и результатов испытаний, оценки процессов оказания услуг, качества исполнения услуг.
3. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
3.1. Добровольная сертификация в Системе осуществляется в целях:
- повышения качества и конкурентоспособности продукции (услуг), производимой (оказываемых) в Ростовской области;
- формирования цельного, узнаваемого образа продукции, услуг, производимых и оказываемых предприятиями Ростовской области, как совокупности высококачественных современных объектов, доказывающих соответствие национальным и международным нормам;
- импортозамещения и национальной безопасности производства приоритетных видов продукции, услуг;
- формирования имиджа Ростовской области, как территории стабильного производства, значительных экспортных способностей и высокого качества;
- стимулирования предприятий к непрерывному совершенствованию выпускаемой продукции и улучшению условий производства, созданию конкурентных преимуществ и мощных брендов, усилению рыночной позиции и стремлению к превосходству в качестве;
- стимулирования организаций различных форм собственности к непрерывному совершенствованию оказываемых услуг в целях повышения доверия к ним потребителей;
- стимулирования лояльности и потребительского спроса на товары, услуги, произведенные предприятиями Ростовской области, повышения статуса товаров с официально подтвержденным качеством требованиям Системы;
- создания благоприятных условий для эффективной деятельности предприятий-производителей Ростовской области и результативного продвижения их продукции, услуг на Российском и международном рынках;
- усиление ответственности производителей продукции, услуг Ростовской области перед потребителями;
- содействия соответствию продукции и коммерческой политики предприятий Ростовской области требованиям торговых сетей;
- создания возможности осознанного и компетентного выбора продукции, услуг потребителями за счет ориентирования на знак соответствия и сертификат соответствия Системы и обеспечения их достоверной информацией не только о безопасности, но и о качестве выпускаемой продукции;
- содействия внедрению современных технологий и распространению передового опыта ведения бизнеса;
- общественной поддержки предприятий и организаций, стремящихся своей практической деятельностью к созданию у потребителей положительного имиджа участника цивилизованной системы торговли и производства качественных товаров, услуг;
- широкого и достоверного информирования потребителей и общественности о высококачественных, экологичных, безопасных товарах и их производителях с целью продвижения на внутренний и международный рынки.
3.2. Основными задачами Системы является:
- объективное, достоверное, компетентное подтверждение соответствия объектов требованиям Системы;
- подтверждение того, что продукция и услуги, прошедшие сертификацию в рамках настоящей Системы, обеспечивают соответствие требованиям действующего законодательства, международных норм и требований торговых сетей (если применимо);
- проведение объективной и достоверной оценки процессов функционирования систем менеджмента качества, безопасности пищевой продукции, анализа внедренности этих систем в производственную деятельность предприятий.
4. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
В настоящих Правилах применены термины и определения, соответствующие понятиям, установленным Федеральным Законом от 27.12.2002 № 184‑ФЗ «О техническом регулировании», Федеральным законом от 29.06.2015 № 162‑ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации», национальными стандартами Российской Федерации, межгосударственными стандартами, а также следующие термины с соответствующими определениями:
4.1. Знак соответствия Системы: обозначение, служащее для всех заинтересованных сторон символом соответствия объекта сертификации требованиям Системы.
4.2. Сертификат соответствия Системы: документ, выданный в соответствии с Правилами системы добровольной сертификации «Сделано на Дону» и удостоверяющий соответствие объектов требованиям Системы.
4.3. Заявитель: юридическое лицо и (или) физическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность, зарегистрированное в соответствии с законодательством Российской Федерации и осуществляющее выпуск продукции, оказывающее услуги на территории Ростовской области.
4.4. Объекты Системы: продукция, процессы производства, системы менеджмента и маркетинга, производимые или осуществляемые Заявителем.
4.5. Сертификация: форма осуществляемого экспертными организациями, исполняющими функции органов по сертификации, подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров.
4.6. Безопасность продукции и связанных с ней процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации (далее – безопасность): состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.
4.7. Национальный стандарт: документ по стандартизации, который разработан участником или участниками работ по стандартизации, по результатам экспертизы в техническом комитете по стандартизации или проектном техническом комитете по стандартизации утвержден федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации и в котором для всеобщего применения устанавливаются общие характеристики объекта стандартизации, а также правила и общие принципы в отношении объекта стандартизации.
4.8. Международный стандарт: стандарт, принятый международной организацией.
Дополнительные термины и определения, приведены в утвержденных в установленном порядке и введенных в действие следующих стандартах организации:
- СТО 70669124-001-2021 «Требования к объектам и их характеристикам Системы добровольной сертификации «Сделано на Дону»;
- СТО 70669124-002-2021 «Правила выполнения работ по сертификации продукции в Системе добровольной сертификации «Сделано на Дону»;
- СТО 70669124-003-2021 «Правила выполнения работ по сертификации услуг в Системе добровольной сертификации «Сделано на Дону»;
- СТО 70669124-004-2021 «Правила выполнения работ по сертификации систем менеджмента в Системе добровольной сертификации «Сделано на Дону».
Сокращения:
ИЛ | Аккредитованная испытательная лаборатория (центр) |
ОКПД | Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности |
Система | Система добровольной сертификации «Сделано на Дону» |
СМК | Система менеджмента качества |
СТО | Стандарт организации |
ТР ТС | Технический регламент Таможенного союза |
ЕАЭС | Евразийский экономический союз |
5. ПЕРЕЧЕНЬ ОБЪЕКТОВ
5.1. Объектами сертификации в Системе являются:
- продукция: классы, группы согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008);
- процессы их производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации, процессы маркетинга;
- системы менеджмента качества;
- системы менеджмента безопасности пищевой продукции на основе принципов ХАССП;
- услуги: классы, группы согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОК 034‑2014 (КПЕС 2008);
- процессы оказания услуг.
5.2. Перечень продукции и услуг Системы приведен в Приложении № 1 Правил функционирования Системы.
5.3. Перечень объектов может изменяться, в том числе расширяться или сокращаться в зависимости от изменений в Правилах функционирования Системы, в Общероссийском классификаторе продукции ОК 034‑2014 (КПЕС 2008) и других документах.
6. ТРЕБОВАНИЯ, НА СООТВЕТСТВИЕ КОТОРЫМ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ДОБРОВОЛЬНАЯ СЕРТИФИКАЦИЯ
6.1. Требования, на соответствие которым осуществляется добровольная сертификация в Системе, направлены на повышение качества, безопасности и конкурентоспособности продукции производителей и оказываемых услуг предприятиями Ростовской области.
6.2. Добровольная сертификация в Системе осуществляется на соответствие требованиям:
- к идентификации продукции (типам, основным параметрам и (или) размерам, отражающим основные потребительские (эксплуатационные) характеристики;
- к идентификации услуг (типам, видам, классификационным группам);
- к составу, в том числе к химическому, физико-химическому, механическим и другим показателям;
- показателям, в том числе к органолептическим, безопасности, микробиологическим;
- к материалам и сырью;
- к маркировке, упаковке;
- к процессам оказания услуг;
- к процессам транспортирования и хранения;
- эффективности и результативности менеджмента качества.
6.3. Перечень характеристик объектов Системы установлен в соответствии с требованиями:
- документов по стандартизации;
- национальных стандартов Российской Федерации;
- стандартов организаций, технических условий;
- предъявляемыми торговыми сетями к продукции, процессам производства, внедренным системам качества;
- условий договоров.
7. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА СИСТЕМЫ И ФУНКЦИИ ЕЕ УЧАСТНИКОВ
7.1. Организационную структуру образуют следующие участники Системы:
- Департамент потребительского рынка Ростовской области – руководящий орган Системы;
- Совет по вопросам функционирования системы добровольной сертификации «Сделано на Дону» (далее – Совет по вопросам функционирования Системы) – утвержден распоряжением Правительства Ростовской области от 08.07.2014 № 290 «О совете по вопросам функционирования системы добровольной сертификации «Сделано на Дону»;
- Центральный орган Системы – государственное казенное учреждение Ростовской области «Ростсистема» (ГКУ РО «Ростсистема»);
- Апелляционная комиссия – создается Центральным органом Системы;
- Экспертные организации – организации, исполняющие функции органов по сертификации продукции, работ (услуг);
- Испытательные лаборатории (центры) – аккредитованные Федеральной службой по аккредитации «Росаккредитация» испытательные лаборатории (центры);
- Заявители – юридические или физические лица, осуществляющие деятельность в соответствии с пунктом 4.3 Правил.
Организационная структура Системы представлена на рисунке № 1.

Рисунок 1. Схема организационной структуры Системы.
7.2. Департамент потребительского рынка Ростовской области осуществляет следующие функции:
- руководит работами по организации функционирования Системы в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- организует и координирует деятельность участников Системы, в том числе определяет работу Совета по вопросам функционирования Системы с учетом предложений всех заинтересованных сторон;
- обеспечивает проведение комплекса мер по привлечению участников Системы;
- взаимодействует с руководящими органами других систем сертификации, с соответствующими органами других государств и международными органами по вопросам сертификации;
- организует взаимодействие предприятий, оказывающих услуги торговли (и другие услуги) и предприятий-производителей в целях организации поставок продукции, маркированной знаком соответствия Системы;
- взаимодействует с торговыми сетями в целях выделения ими специализированных мест/полок/стендов «Сделано на Дону»;
- вручает Заявителям – участникам Системы свидетельство о присвоении знака соответствия Системы.
7.3. Совет по вопросам функционирования Системы является постоянно действующим органом, созданным распоряжением Правительства Ростовской области от 08.07.2014 № 290 «О совете по вопросам функционирования системы добровольной сертификации «Сделано на Дону» (далее – распоряжение № 290 от 08.07.2014).
Совет по вопросам функционирования Системы создан в целях обеспечения взаимодействия Губернатора Ростовской области, Правительства Ростовской области, органов исполнительной власти Ростовской области, территориальных органов исполнительной власти РФ, органов местного самоуправления Ростовской области, иных органов, общественных и образовательных объединений, организаций в решении вопросов функционирования Системы.
Состав Совета по вопросам функционирования Системы формируется из представителей исполнительных органов государственной власти Ростовской области, общественных и научных организаций, бизнес-сообществ, ассоциаций производителей и других организаций.
Совет по вопросам функционирования Системы осуществляет свою деятельность в соответствии с распоряжением № 290 от 08.07.2014.
7.3.1. В задачи Совета по вопросам функционирования Системы входит рассмотрение направлений развития Системы, предложений по ее совершенствованию, принципиальных вопросов, возникающих в процессе функционирования Системы.
7.3.2. Основные функции Совета по вопросам функционирования Системы:
- осуществление общей координации деятельности в Системе;
- оказание содействия в создании необходимых условий для эффективного функционирования Системы;
- разработка рекомендаций по совершенствованию Системы;
- утверждение решения о награждении предприятий Ростовской области, претендующих на право маркировать продукцию знаком соответствия Системы;
- рассмотрение вопросов, возникающих в процессе функционирования Системы.
7.4. Центральным органом Системы является государственное казенное учреждение Ростовской области «Ростсистема» (ГКУ РО «Ростсистема»).
7.4.1. Центральный орган Системы осуществляет общее руководство Системой и выполняет следующие функции:
- поддерживает Систему в актуальном состоянии, в том числе с привлечением третьих лиц;
- формирует и утверждает организационную структуру Системы;
- утверждает документы Системы, устанавливающие требования к объектам, правила процедуры и управления для проведения добровольной сертификации в Системе в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, национальными стандартами Российской Федерации, документами Системы;
- утверждает организационно-методические документы Системы, необходимые для ее функционирования;
- осуществляет прием, регистрацию заявок и направляет их в экспертные организации, определяемые Заявителем;
- привлекает к работам по сертификации в Системе экспертные организации, с которыми заключает соглашения о проведении работ по добровольной сертификации работ (услуг);
- взаимодействует с экспертными организациями и испытательными лабораториями, аккредитованными в национальной системе аккредитации;
- разрабатывает предложения по документации Системы, актуализации перечней объектов;
- принимает решение о выдаче/отказе Заявителю сертификата соответствия Системы на основании экспертного заключения по результатам проведения сертификации продукции в Системе;
- выдает Заявителю сертификат соответствия Системы на объекты, прошедшие добровольную сертификацию;
- контролирует сроки действия сертификатов соответствия Системы;
- приостанавливает или отменяет действия выданных им сертификатов соответствия Системы;
- направляет информацию о сертифицированном предприятии для включения в повестку дня Совета по вопросам функционирования Системы для принятия решения о награждении знаком соответствия Системы и оформления декларации на применение знака соответствия Системы;
- информирует Совет по вопросам функционирования Системы о случаях приостановки или отмены действия сертификата Системы;
- содействует в продвижении Системы и знака соответствия Системы, в т. ч. в медиапространстве;
- содействует в продвижении продукции и услуг, маркированных знаком соответствия Системы, как на территории Ростовской области, так и за ее пределами;
- содействует юридическим лицам и (или) физическим лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность, прошедшим сертификацию и получившим знак соответствия Системы в более широкой реализации продукции, услуг, ее поставкам в торговые сети, рынки;
- содействует в насыщении продукцией, маркированной знаком соответствия Системы торговых объектов, как на территории Ростовской области, так и за ее пределами;
- выполняет комплекс работ по привлечению участников Системы;
- организует взаимодействие Правительства Ростовской области, федеральных органов исполнительной власти, региональных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, бизнес-сообществ, общественных организаций в целях продвижения продукции и услуг, прошедших сертификацию в Системе и популяризации знака соответствия Системы;
- разрабатывает концепцию продвижения Системы в Ростовской области и за ее пределами;
- организует выставочно-ярмарочные мероприятия в целях продвижения Системы;
- оценивает уровень рекламоспособности знака соответствия Системы;
- осуществляет мониторинг применения и использования знака соответствия Системы организациями;
- осуществляет мониторинг качества и безопасности продукции, работ (услуг) маркированных знаком соответствия Системы на торговых объектах;
- обеспечивает информирование всех заинтересованных лиц;
- обеспечивает сбор, размещение информации о функционировании Системы на сайте «Сделано на Дону» (donmade.ru) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
- обеспечивает размещение и актуализацию реестра «Держатели Знака Системы добровольной сертификации «Сделано на Дону», реестра предприятий — держателей Сертификата соответствия Системы, в том числе: реестра предприятий-производителей сертифицированной продукции; реестра сертифицированных предприятий, оказывающих услуги; реестра пользователей знака соответствия Системы на сайте «Сделано на Дону» (donmade.ru);
- обеспечивает ведение сводного реестра, указанного в разделе 10 настоящих Правил.
7.5. Экспертные организации, исполняющие функции органов по сертификации:
- осуществляют взаимодействие с Центральным органом Системы на основании заключенного соглашения о проведении работ по добровольной сертификации работ (услуг);
- выбираются Заявителем самостоятельно для проведения работ по добровольной сертификации работ (услуг);
- формируют группу экспертов/эксперта соответствующей компетентности, которая/который осуществляет обследование объектов с последующей подготовкой экспертного заключения по результатам проведения сертификации продукции в Системе для Центрального органа;
- предоставляют Заявителю необходимую информацию о Правилах Системы;
- формируют график аудитов;
- готовят и заключают договора по выполнению работ на проведение аудитов с Заявителями;
- оповещают участников Системы о предстоящем аудите;
- разрабатывают и направляют в адрес Заявителей план и критерии аудита;
- разрабатывают и утверждают порядок оплаты работ по сертификации в Системе;
- проводят работы по сертификации продукции, услуг Заявителей на соответствие требованиям Системы;
- подготавливают необходимый пакет документов по каждому Заявителю, прошедшему сертификацию, претендующему на получение сертификата соответствия Системы и возможность маркировки своей продукции знаком соответствия Системы (оформляют декларацию на применение знака соответствия Системы), направляют информацию в Центральный орган Системы;
- ведут учет бланков сертификатов соответствия Системы и деклараций на применение знака соответствия Системы;
- осуществляют инспекционный контроль сертифицированных объектов;
- информируют Центральный орган Системы в случае невыполнения требований законодательства Российской Федерации участниками Системы, в части обеспечения качества и безопасности выпускаемой продукции, оказываемых услуг в целях приостановки или отмены действия сертификата соответствия Системы, расторжения и отзыва декларации на применение знака соответствия Системы;
- ведут реестры: реестр предприятий-производителей сертифицированной продукции; реестр сертифицированных предприятий, оказывающих услуги на сайтах экспертных организаций;
- ведут архивное хранение материалов по сертификации в Системе;
- готовят и размещают информацию по вопросам функционирования Системы на сайтах экспертных организаций.
7.6. Апелляционная комиссия создается Центральным органом Системы для рассмотрения и принятия решений по жалобам и апелляциям Заявителей по вопросам сертификации на соответствие требованиям Системы.
Основными функциями Апелляционной комиссии являются:
- регистрация поступающих жалоб, апелляций;
- рассмотрение апелляций (жалоб, претензий);
- вынесения решения по жалобе и апелляции;
- взаимодействие с Советом по вопросам функционирования Системы, участниками Системы, а также организациями, осуществляющими государственный контроль и надзор, общественными и другими организациями по рассматриваемым вопросам;
- информирование Заявителя о результатах рассмотрения жалоб, претензий;
- ведение документации по вопросам своей деятельности.
7.7. Аккредитованные испытательные лаборатории (центры) проводят испытания объектов Системы в пределах, утвержденных национальным органом по аккредитации Российской Федерации областей аккредитации («Росаккредитация»), и выдают соответствующие протоколы Заявителю.
Для проведения испытаний в рамках Системы допускаются аккредитованные в национальной системе аккредитации испытательные лаборатории, являющиеся независимыми от производителя (продавца), исполнителя и потребителя (покупателя).
Основной функцией испытательных лабораторий (центров) является проведение испытаний и оформление их результатов в соответствии с межгосударственным стандартом ГОСТ ISO/IEC 17025 2019 «Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий», обеспечивающих объективную и достаточную информацию о фактических значениях показателей испытуемых образцов продукции.
7.8. Заявители:
- направляют в Центральный орган Системы заявку на проведение сертификации;
- выбирают экспертную организацию для проведения работ по добровольной сертификации работ (услуг);
- создают условия для проведения работ по сертификации в соответствии с Правилами Системы;
- обеспечивают соответствие объектов сертификации требованиям документов, на соответствие которым проведена сертификация;
- маркируют сертифицированные объекты знаком соответствия Системы в порядке, установленном Правилами Системы;
- применяют сертификат соответствия Системы и знак соответствия Системы, руководствуясь Правилами Системы;
- обеспечивают беспрепятственное выполнение своих полномочий экспертными организациями, осуществляющими контроль за сертифицированными объектами;
- извещают экспертную организацию об изменениях, внесенных в техническую документацию и технологический процесс производства сертифицированных объектов, а также иных изменениях, связанных с производством (реализацией), использованием сертифицированных объектов, если эти изменения влияют на характеристики, проверяемые при сертификации;
- имеют право подать жалобу, претензию, апелляцию.
8. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ СЕРТИФИКАЦИИ
8.1. Сертификация осуществляется в рамках установленной сферы деятельности Системы применительно к объектам Системы. Сертификация в Системе осуществляется по инициативе Заявителя.
Правила проведения сертификации в Системе установлены:
- для объектов и их характеристик: СТО 70559124‑001‑2021;
- для выполнения работ по сертификации продукции: СТО 70559124‑002‑2021;
- для выполнения работ по сертификации услуг: СТО 70559124‑003‑2021;
- для оценки системы управления качеством и безопасностью пищевых продуктов на основе принципов ХАССП, систем менеджмента: СТО 70559124‑004‑2021.
8.2. Порядок проведения сертификации включает:
- подачу Заявителем заявки на сертификацию;
- рассмотрение заявки и предоставленных документов;
- формирование группы экспертов с учетом перечня объектов;
- составление программы обследования и согласование ее с Заявителем;
- оценку состояния стабильности производства (оказания услуг) Заявителя на соответствие требованиям Системы;
- направление образцов продукции на испытания в аккредитованную лабораторию, являющуюся участником Системы;
- анализ полученных протоколов испытаний;
- подготовка экспертного заключения;
- анализ полученных результатов и принятие решения о возможности выдачи сертификата соответствия Системы;
- выдача сертификата соответствия Системы;
- подготовка предложений по награждению знаком соответствия Системы и направление его в Совет;
- подготовка комплекта документов, регламентирующих право применения знака соответствия Системы;
- инспекционный контроль сертифицированных объектов.
Поэтапный порядок проведения работ по сертификации в Системе осуществляется согласно СТО 70559124‑001‑2021, СТО 70559124‑002‑2021, СТО 70559124‑003‑2021, СТО 70559124‑004‑2021.
9. ПОРЯДОК ОПЛАТЫ РАБОТ
9.1. Расходы, связанные с проведением работ по добровольной сертификации и испытаниям заявленных на сертификацию объектов в рамках настоящей Системы, несут Заявители.
9.2. Оплата работ проводится Заявителем полностью до начала выполнения работ по сертификации независимо от полученных результатов сертификации.
9.3. Условия оплаты работ по сертификации и инспекционному контролю определяются договором в зависимости от вида и объема работ по сертификации, исходя из нормативов, утвержденных экспертной организацией.
9.4. Договор на проведение инспекционного контроля за сертифицированными объектами заключается в течение срока действия сертификата соответствия Системы с периодичностью не реже одного раза в год.
9.5. Стоимость работ по сертификации устанавливается на основе методики расчета стоимости работ, утверждаемой руководителем экспертной организации.
10. ВЕДЕНИЕ РЕЕСТРОВ СИСТЕМЫ И ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ СВЕДЕНИЙ, СОДЕРЖАЩИХСЯ В РЕЕСТРАХ СИСТЕМЫ
10.1. Экспертные организации на основании заявок, полученных от Заявителей, формируют и ведут реестры, которые включают следующие сведения:
- о поступивших и зарегистрированных заявках;
- о проведенных аудитах;
- об экспертах, осуществляющих работы в Системе;
- о выданных сертификатах соответствия Системы;
- о выданных свидетельствах на право применения знака соответствия Системы;
- о приостановлении, возобновлении или прекращении действия сертификата соответствия и знака соответствия Системы, а также о внесении в реестры новых, актуализированных сведений.
10.2. Документы, на основании которых вносятся сведения в реестры, указанные в пункте 10.1 настоящего раздела, направляются для дальнейшего хранения на бумажных и (или) электронных носителях в Центральном органе Системы.
10.3. Формирование и ведение сводного реестра осуществляется Центральным органом на условиях, обеспечивающих предотвращение несанкционированного доступа к нему.
10.4. Для предотвращения утраты сведений, хранящихся в Центральном органе Системы, формируется их резервная электронная копия.
10.5. На основании сведений, содержащихся в сводном реестре, формируются реестр предприятий-производителей сертифицированной продукции, реестр сертифицированных предприятий, оказывающих услуги. Указанные реестры подлежат размещению на официальном сайте Системы «Сделано на Дону» (donmade.ru).
11. ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ ЖАЛОБ И АПЕЛЛЯЦИЙ
11.1. При возникновении спорных вопросов в деятельности участников Системы заинтересованная сторона может подать апелляцию в Центральный орган Системы, на базе которого формируется Апелляционная комиссия.
11.2. Апелляционная комиссия формируется на паритетных началах, обеспечивающих баланс интересов сторон.
К работе в Апелляционной комиссии привлекаются представители общественных организаций, а также специалисты иных организаций.
12. РАЗМЕЩЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ О ПРЕДПРИЯТИЯХ, СЕРТИФИЦИРОВАННЫХ В СИСТЕМЕ «СДЕЛАНО НА ДОНУ»
12.1. Информация размещается на официальном сайте «Сделано на Дону» (donmade.ru) в разделе «Предприятия»: «Реестр предприятий-производителей сертифицированной продукции»; «Реестр сертифицированных предприятий, оказывающих услуги», и включает данные о предприятиях, продукции и услугах и выданных сертификатах соответствия Системы.
12.2. За своевременность и правильность предоставления информации в Центральный орган Системы несут ответственность экспертные организации.
12.3. За своевременность и правильность размещения информации на сайте donmade.ru несет ответственность Центральный орган Системы.
13. КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ ИНФОРМАЦИИ
13.1. Экспертные организации гарантируют обеспечение конфиденциальности информации, полученной в процессе выполнения работ в Системе.
13.2. Конкретные требования к конфиденциальности информации могут быть определены Заявителем при заключении договора.
13.3. Информация о Заявителе, полученная из других источников (информация от торговых сетей, надзорных органов) также рассматривается как конфиденциальная.
13.4. Соблюдение требований к конфиденциальности информации и сохранности документации обеспечивается следующими мерами:
- персонал экспертных организаций гарантирует соблюдение конфиденциальности всей информации, полученной или созданной во время выполнения работ в Системе;
- доступ к конфиденциальной информации, полученной от Заказчика, имеет только аудиторы экспертных организаций;
- все материалы и документы, полученные от Заявителя, хранятся в папках в специально отведенных шкафах и не могут быть переданы третьей стороне без согласия Заявителя.
14. НЕЗАВИСИМОСТЬ И БЕСПРИСТРАСТНОСТЬ
14.1. Экспертные организации несут ответственность и гарантируют независимость и беспристрастность работ в Системе и не допускают коммерческого, финансового или иного давления, ставящего беспристрастность под угрозу.
14.2. Решения Центрального органа Системы основываются на объективных свидетельствах соответствия (несоответствия), а также на его решения не влияют другие интересы или другие организации (лица).
15. СОЗДАНИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВ СИСТЕМЫ, ДЕЛЕГИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ
15.1. Делегирование полномочий на ведение работ в рамках настоящей Системы не предусмотрено.
Приложение № 1
Перечень объектов Системы (продукция, услуга)
№ п/п | Код ОКПД 2 | Наименование объекта |
1 | 01; 01.11; 01.12; 01.13; 01.19; 01.2; 01.3; 01.4; 01.6 | Продукция и услуги сельского хозяйства и охоты |
2 | 02; 02.10.1; 02.20.1; 02.3 | Продукция лесоводства, лесозаготовок и связанные с этим услуги |
3 | 03; 03.1; 03.12; 03.2 | Рыба и прочая продукция рыболовства и рыбоводства; услуги, связанные с рыболовством и рыбоводством |
4 | 05.10 | Продукция горнодобывающих производств |
5 | 08; 08.1; 08.12; 08.9 | Продукция горнодобывающих производств прочая |
6 | 10.1; 10.12; 10.13; 10.20; 10.3; 10.4; 10.5; 10.52; 10.6; 10.71; 10.72; 10.73; 10.81; 10.82; 10.83; 10.84; 10.85; 10.86; 10.89; 10.9 | Продукция обрабатывающих производств |
7 | 11.0; 11.01; 11.02; 11.03; 11.04; 11.05; 11.06; 11.07 | Напитки |
8 | 13.1; 13.2; 13.3; 13.9; 14.1; 14.12; 14.13; 14.14; 14.19; 14.20; 14.3; 14.31; 14.39 | Текстиль и изделия текстильные |
9 | 15; 15.1; 15.12; 15.20 | Кожа и изделия из кожи |
10 | 16.1; 16.2; | Древесина и изделия из дерева и пробки, кроме мебели; изделия из соломки и материалов для плетения |
11 | 17.1; 17.2 | Бумага и изделия из бумаги |
12 | 20.1; 20.12; 20.14; 20.15; 20.16; 20.20; 20.30; 20.41; 20.42; 20.51.14.190; 20.51.2; 20.52; 20.53; 20.59; 20.60 | Вещества химические и продукты химические |
13 | 22; 22.1; 22.2 | Изделия резиновые и пластмассовые |
14 | 23.11; 23.12; 23.13; 23.14; 23.19; 13.20; 23.31; 23.32; 23.41.1; 23.42.1; 23.43; 23.44.1; 23.49.1; 23.5; 23.61; 23.62.1; 23.63.1; 23.64.1; 23.65.1; 23.69.1; 23.70.1; 23.91.1; 23.99 | Продукты минеральные неметаллические прочие |
15 | 24.10; 24.20; 24.3; 24.42; 24.43.2; 24.44.1; 24.44.21; 24.45; 24.51.1; 24.52.1; 24.53.1 | Металлы основные, прокат цветных металлов, металлоизделия промышленного назначения |
16 | 25.11; 25.12.1; 25.021.1; 25.29.1; 25.30.1; 25.50.1; 25.61; 25.62; 25.7; 25.9 | Металлоконструкции строительные и их части, двери, окна и их рамы, и пороги для дверей из металлов, резервуары, цистерны и аналогичные емкости из металлов прочие |
17 | 26.11; 26.12.10; 26.20; 26.20.3; 26.40; 26.51.1; 26.51.2; 26.51.3; 26.51.4; 26.51.5; 26.51.6; 26.51.7; 26.51.8; 26.52; 26.60.13.110; 26.70; 26.8 | Оборудование компьютерное, электронное и оптическое |
18 | 27.11; 27.12; 27.20; 27.31; 27.32; 27.33; 27.40; 27.51; 27.52; 27.90 | Оборудование электрическое |
19 | 28.1; 28.12; 28.13; 28.14; 28.15; 28.21; 28.22; 28.23; 28.24; 28.25; 28.29; 28.30; 28.4; 28.9 | Машины и оборудование общего назначения |
20 | 29.1; 29.20; 29.3 | Средства автотранспортные, прицепы и полуприцепы |
21 | 30.1; 30.12; 30.20; 30.30; 30.9 | Средства транспортные и оборудование, прочие |
22 | 31.0; 31.03; 31.09 | Мебель |
23 | 32.1; 32.20; 32.30; 32.40; 32.91; 32.99 | Изделия готовые прочие, Изделия ювелирные, бижутерия и подобные изделия |
24 | 33.1; 33.20 | Услуги по ремонту и монтажу машин и оборудования |
25 | 45; 45.20; 45.3; 45.4 | Услуги по оптовой и розничной торговле и услуги по ремонту автотранспортных средств и мотоциклов |
26 | 47; 47.1; 47.2; 47.30; 47.41; 47.42; 47.43; 47.51; 47.52; 47.53; 47.54; 47.59; 47.61; 47.63; 47.64; 47.65; 47.71; 47.72; 47.75; 47.76; 47.77; 47.78; 47.8; 47.9 | Услуги по розничной торговле, кроме розничной торговли автотранспортными средствами и мотоциклами |
27 | 52.10 | Услуги по складированию и хранению |
28 | 55.10; 55.20; 55.20.11 | Услуги гостиниц и аналогичные услуги по предоставлению временного жилья |
29 | 56.1; 56.21; 56.29.2; 56.30.1 | Услуги общественного питания |
30 | 70.22; 70.22.13 | Услуги консультативные по вопросам управления маркетингом |
31 | 79.11 | Услуги туристических агентств |
32 | 95.1; 95.21; 95.22; 95.23; 95.24; 95.25; 95.29 | Услуги по ремонту компьютеров, предметов личного потребления и бытовых товаров |
33 | 96.01; 96.01.12; 96.01.19.100; 96.02; 96.02.19; 96.02.19.110 | Услуги персональные прочие, услуги химчистки, услуги парикмахерских |
Приложение №2

Приложение №3

Приложение №4

* Правила разработаны специалистами «Государственного регионального центра стандартизации, метрологии и испытаний в Ростовской области» (ФБУ «Ростовский ЦСМ») и утверждены генеральным директором ФБУ «Ростовский ЦСМ» А.В.Красавиным 17 марта 2016 года.
В связи со сменой организации-владельца в реестре систем добровольной сертификации Ростстандарта зарегистрирована редакция Правил функционирования системы добровольной сертификации «Сделано на Дону» от 2021 г.⬆